ДиМедиа
Ни в коем случае
4 Августа 2022

Ни в коем случае

экран.jpg15 июля Государственная Дума РФ приняла в первом чтении законопроект (№160605-8), предполагающий создание, в частности, единого оператора цифровой наружной рекламы (уличные рекламоносители, транзитная и indoor-реклама). Документ вызвал крайне негативную реакцию не только в бизнес-сообществе, но и среди общественных организаций, а также представителей местных органов власти.

В пояснительной записке к законопроекту указывается, что «в связи с рисками распространения недостоверной информации и информации, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации, утраты государством оперативного контроля за размещением информации, угрожающей интересам национальной безопасности, а также разжигающей межнациональную рознь, оскорбляющей граждан по национальному, профессиональному или религиозному признаку, в том числе в результате кибератак и (или) хулиганских действий».

«Наиболее уязвимые сектора в информационной сфере – это наружная реклама на цифровых носителях, на транспорте и электронные доски с объявлениями, где физические лица размещают существенный массив информации, который может быть использован недружественными странами в целях нанесения ущерба Российской Федерации и российским юридическим и физическим лицам», – говорится в пояснительной записке.

По мнению участников ooh-рынка, принятие предлагаемых поправок в закон «О рекламе», автором которых является депутат Анатолий Кирьянов, приведёт к монополизации рынка и фактическому его разрушению. При этом наличие единого оператора вряд ли сможет гарантировать стопроцентную безопасность при размещении контента, считают эксперты. А это основная цель поправок.

Вишенкой на торте является норма, согласно которой договор на установку digital-носителей «должен заключаться с единым оператором цифровых рекламных конструкций и объявлений без проведения торгов на срок тридцать лет согласно концепции размещения цифровых рекламных конструкций на транспорте».

У сторонников законопроекта есть свои аргументы в его пользу. В частности, вспоминается скандальный инцидент, произошедший вечером 14 января 2010 г. в Москве у въезда в Серпуховской тоннель на Садовом кольце. На видеоэкране рекламу пластиковых окон неожиданно сменил порноролик. Позже сотрудники управления «К» МВД России (борьба с преступлениями в IT-сфере) задержали хакера, разместившего его. Им оказался 40-летний житель Новороссийска. По его словам, процедура размещения ролика заняла около 30 минут.

Подобные случаи бывали и в других странах. Так, в 2013 г. на экране на одном из ж/д вокзалов в китайской провинции Гирин в течение 10 минут транслировался порнофильм. Правда, в отличие от российского хакера, китайский техник запустил «интересное видео» случайно.

Опрошенные участники рынка уверены, что сейчас подобного рода инциденты исключены. По словам Ильи Фомина, генерального директора Медиагруппы «РИМ», на сегодняшний день нет ни одного факта угрозы безопасности таких конструкций. Рынок готов обеспечить безопасность.

Аналогичного мнения придерживается и Фархад Рахматуллин, генеральный директор компании FOX publicity:

«Сегодня большинство участников рынка не просто готовы, а уже в полной мере обеспечивают информационную безопасность эксплуатации цифровых конструкций. И тот факт, что авторы законопроекта не в состоянии привести данные исследований и статистики каких-либо нарушений и вопиющих случаев связанных с эксплуатацией цифровых рекламных конструкций подтверждает, что операторы в полной мере контролируют ситуацию. Кроме того, действующее законодательство позволяет пристально контролировать деятельность операторов наружной рекламы со стороны контролирующих органов (ФАС, ОМСУ)».

Роман Петровский, коммерческий директор компании Prime!, также уверен, что рынок готов самостоятельно обеспечить безопасность работы цифровых рекламоносителей.

«Последние годы после массовой диджитализации рынка операторы самостоятельно успешно справлялись с обеспечением безопасности в работе цифровых конструкций, факты «взлома» систем безопасности выявлены не были. Одно «окно» взломать будет проще, чем 200-300 систем безопасности операторов. Уверен, что операторы и далее готовы самостоятельно обеспечивать безопасность работы своих цифровых рекламоносителей», – говорит Роман Петровский.

Но что ожидает рынок, если законопроект всё же будет принят в нынешнем виде? На самом ли деле он может привести к его разрушению? В конце концов речь идёт не обо всём рынке, а только об одном сегменте – цифровом.

«DOOH является основным драйвером роста рынка наружной рекламы. По разным оценкам до 50% дохода операторов формируется за счет цифрового инвентаря. В случае принятия законопроекта операторы рискуют лишиться этих доходов или бизнеса в целом», – указывает Фархад Рахматуллин.

Илья Фомин считает, что при таком раскладе «не будет целой индустрии». По его словам, после принятия поправок Россия получит рынок одного игрока.

«Поправки в закон предполагают выбор одной частной компании, наделенной эксклюзивными правами на формирование схемы цифровых рекламных конструкций и их размещение во всех регионах страны сроком от 30 лет, в том числе, на объектах культурного наследия, без ограничений, установленных законодательством. При этом никаких разрешений от местных муниципалитетов не потребуется, а единый оператор получит эксклюзивное право размещения рекламы только через свое программное обеспечение на всех рекламных конструкциях, принадлежащих другим операторам рекламы. Причем, он вправе взимать с пользователей плату за любые оказанные услуги с использованием своего программного обеспечения, а ее размер законом не ограничен. В случае принятия поправок в таком виде вместо здоровой конкуренции рынок ждет монополизация», – говорит Илья Фомин.

Роман Петровский уверен, в случае принятия законопроекта в предложенном варианте рынок ждут:

  • Деградация и застой рынка, сокращение клиентов и снижение привлекательности его как канала коммуникации

  • Потеря привлекательности рынка для инвесторов, из-за искусственно созданной монополии

  • Увольнение до 20 тыс. специалистов, работающих в отрасли. Рост безработицы и рост социальной напряжённости

  • Практически полное обнуление всех платежей, которые операторы делают в муниципалитеты, а это миллиарды рублей, на которые строились школы и детские сады, строились и благоустраивались детские площадки, улучшались жилищные условия малоимущих граждан

  • Хаос в городах, где такой единый оператор захочет устанавливать рекламные конструкции вне принятых схем размещения объектов наружной рекламы: в результате согласованной работы муниципалитетов и операторов города стали выглядеть более презентабельными и удобными для жизни.

Возможны ли компромиссы при принятии данного законопроекта? Илья Фомин, считает, что в текущем виде законопроект приведет к катастрофе на рынке. Пострадают тысячи компаний по всей стране.

«Сейчас операторы наружной рекламы – несколько сотен компаний – объединились для того, чтобы сформировать коллективное мнение. В рабочую группу изъявили желание войти также и независимые эксперты. До 10 августа наши предложения будут проработаны и направлены в Государственную Думу», – комментирует Илья Фомин.

Фархад Рахматуллин полагает, что в первую очередь нужно «отделить мух от котлет», поскольку непонятно, почему в один законопроект попали доски электронных объявлений и цифровая наружная реклама:

«Тогда наверняка выяснится, что у наружки нет никаких проблем с «иностранным капиталом», а проблема внешних угроз будет нивелирована».

Роман Петровский уверен, что для выработки компромиссных решений необходим диалог всех сторон, чтобы авторы законопроекта выслушали участников рынка, экспертов и учли их опасения.

«Возможно ли это? Надеюсь, что да», – резюмирует Роман Петровский.

Законопроект раскритиковали ФАС, правительство Москвы, часть депутатов Госдумы. Национальная ассоциация визуальных коммуникаций (НАВК) приняла резолюцию операторов, в которой говорится, что документ в его нынешнем виде принимать нельзя. АКАР создала рабочую группу, которая рассмотрит предложения участников отрасли и подготовит единый документ с замечаниями и предложениями к поправкам в закон «О рекламе».

10 августа в Москве состоится Съезд операторов наружной рекламы, на котором предполагается ещё раз обменяться мнениями по поводу скандального законопроекта и предложить выход из создавшегося положения. На форум приглашены депутаты Госдумы, представители ФАС и политических партий.


Источник: Outdoor.Ru

Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение