Резолюция операторов наружной рекламы Российской Федерации
19 июля 2022

Резолюция операторов наружной рекламы Российской Федерации

На внеочередном собрании Национальной ассоциации визуальных коммуникаций (НАВК), которое экстренно собралось для обсуждения скандального проекта поправок в закон «О Рекламе», предусматривающие создание единого оператора цифровой наружной рекламы, ведущие outdoor-операторы приняли резолюцию против поправок в нынешней редакции. Представляем полный текст документа.

Резолюция операторов наружной рекламы Российской Федерации

Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе»» № 160605-8 по вопросу распространения цифровой наружной рекламы и установки цифровых рекламных конструкций (далее – Законопроект) внесен в Государственную Думу ФС РФ 8 июля 2022 года и принят в первом чтении 15 июля 2022 года на внеплановом пленарном заседании.

Законопроект вводит понятие единого оператора цифровых рекламных конструкций и объявлений и наделяет его несвойственными коммерческой организации исключительными монопольными полномочиями и преференциями в отрасли наружной рекламы и в сфере размещения частных объявлений физических лиц в сети «Интернет». Такой избранный единый оператор с заранее установленными критериями участвует в разработке и согласовании схем размещения рекламных конструкций во всех регионах РФ, получает уникальное право на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на 30 лет без процедуры торгов и без выдачи разрешений на установку и эксплуатацию, не обязан соблюдать требования отраслевых технических стандартов, законодательства об охране культурного наследия, а также отдельных положений законодательства о рекламе, при этом другие операторы наружной рекламы вправе размещать рекламу на своих цифровых рекламных конструкциях исключительно через информационный ресурс единого оператора на возмездной основе. Кроме того, единый оператор получает исключительное право на размещение через свой информационный ресурс частных коммерческих объявлений физических лиц в сети «Интернет» (то есть на осуществление деятельности классифайдов), эксклюзивное право размещения рекламных цифровых конструкций на государственном транспорте также на срок 30 лет.

Операторы наружной рекламы Российской Федерации против концепции Законопроекта, принятого в первом чтении по следующим мотивам.

1. Законопроект способствует полному уничтожению рынка наружной рекламы в России.

Создаваемое Законопроектом монопольное положение единого оператора на 30 лет парализует индустрию наружной рекламы и неукоснительно ведет к массовому банкротству всех иных операторов наружной рекламы. Так, избранный единый оператор в приоритетном порядке получит без торгов право на все ключевые привлекательные локации для размещения собственных цифровых рекламных конструкций во всех регионах РФ, а все остальные участники рынка наружной рекламы потеряют возможность формирования качественной адресной программы и как результат – полноценно осуществлять свою деятельность. Освобождение единого оператора от соблюдения отраслевых технических и иных стандартов, предоставление привилегий по технологическому подключению, освобождение от получения специальных отраслевых разрешений ставит такого единого оператора заранее в существенно наиболее выгодное положение, создает на рынке ярко выраженные дискриминационные условия. Отсутствие конкуренции повлечет монопольно высокую цену за размещение рекламы на конструкциях, что в свою очередь скажется на рекламодателях и потребителях.

Таким образом, уход с рынка федеральных и локальных участников рынка наружной рекламы вследствие неминуемого банкротства сотен компаний, а также сокращение возможности проведения доступной рекламной активности локальными рекламодателями приведет к радикальному сокращению десятков тысяч рабочих мест как в отрасли наружной рекламы, так и в смежных отраслях. Как следствие, дополнительная социальная напряженность в период экономической нестабильности.

2. В настоящее время отсутствует государственный и отраслевой запрос на соответствующий закон.

Действующее законодательство содержит достаточные механизмы контроля за размещаемой информацией. Отраслевое регулирование обязывает владельцев рекламной конструкции проверять размещаемые рекламные материалы, запрашивая в том числе подтверждение достоверности распространяемых сведений. В случае нарушения требований законодательства любой оператор наружной рекламы находится под риском аннулирования разрешения и расторжения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, причем может быть демонтирована вся сеть, что является более чем достаточным инструментом контроля со стороны уполномоченных органов. Судебная и административная практика подтверждает сказанное.

3. Создается опасный прецедент по возложению государственных функций по контролю за информацией на коммерческую организацию, являющуюся действующим участником рынка.

У регионов безосновательно изымается базовая государственная функция – планирование схемы размещения рекламных конструкций в рамках своих региональных полномочий, с учетом специфики местности, архитектурного облика и планов территориального развития. По новому закону это будет передано коммерческой организации. Фактически это создает прецедент вмешательства коммерческой компании в полномочия органов власти по формированию облика городов, исконно являющееся исключительно региональной компетенцией.

Это создает монопольную зависимость государственных институтов власти федерального и регионального значения от действий коммерческой структуры и осложняет возможность оперативного вмешательства или приостановки деятельности такой организации из-за отсутствия полноценных полномочий и конкурентов. Также повышаются риски безнаказанности нарушений в деятельности подобной компании, включая невыплату налогов, размещение противоправной информации, нарушение отраслевых стандартов и правил и отсутствие надлежащего контроля за безопасностью конструкций.

Вопиющим положением Законопроекта является установление фактически необходимости органов местного самоуправления согласовывать любую установку или демонтаж рекламных конструкций в городах с единым оператором.

4. В связи с объединением всех цифровых экранов страны в единую сеть повышается уязвимость информационной безопасности.

Любая успешная несанкционированная кибератака предоставит доступ ко всем экранам страны одновременно, в то время как контроль за единой системой многократно осложняется географической и технологической спецификой. Эксплуатируемое сегодня операторами наружной рекламы российское программное обеспечение показало свою эффективность, надежность.

5. Освобождение единого оператора от торгов для принадлежащих ему ключевых локаций в городе повлечет снижение поступлений в региональные бюджеты.

Отсутствие торгов и конкуренции за места повлечет снижение поступлений в региональные бюджеты за пользование землей и уничтожение отечественных региональных и муниципальных операторов наружной рекламы. Преференции избранного оператора приведут к банкротству обычных операторов – они не смогут исполнять свои обязательства по договорам с городом вследствие невозможности конкурирования с единым оператором, имеющего приоритетные места эксплуатации рекламных конструкций.

6. Очередная встряска правового регулирования в отрасли делает бизнес по развитию наружной рекламы инвестиционно-непривлекательным и наносит непоправимый удар по сотням отечественных компаний.

Отсутствие стабильности и прозрачности правового регулирования создает предпосылки для деградации отрасли вследствие потери инвестиционной привлекательности. В период импортозамещения и формирования технологической независимости, а также радикального сокращения возможностей продвижения в Интернете, именно наружная реклама является плацдармом роста экономического потенциала отечественных производителей. Принятие Законопроекта будет фактором снижения экономической активности как в отрасли наружной рекламы, так и в целом ряде других отраслей.

Следует особо отметить, что отрасли наружной рекламы свойственно региональное центрирование, и большинство операторов наружной рекламы в России принадлежат российским участникам, – иностранное участие и, соответственно, влияние отсутствует полностью.

Операторы наружной рекламы России выражают особую признательность и благодарность Депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, разобравшимся в основных положениях Законопроекта, выразившим обоснованную серьезную обеспокоенность при обсуждении Законопроекта 15 июля 2022 года на Пленарном заседании Государственной Думы ФС РФ.

По итогам совместного обсуждения операторы наружной рекламы обращаются к депутатам Государственной Думы ФС РФ с убедительной просьбой при подготовке поправок в Законопроект в процедуре второго чтения принять во внимание серьезную обеспокоенность участников отрасли этим Законопроектом и при доработке документа учесть наше коллективное мнение. Подробные предложения по поправкам в Законопроект после тщательной смысловой и юридической проработки и экспертизы будут направлены нами в Государственную Думу до 10 августа 2022 г. В рабочую группу по подготовке поправок войдут как представители компаний-операторов из различных регионов страны, так и независимые эксперты.

Мы убеждены, что принятие законопроекта без учета ответственного мнения и позиции компаний-операторов наружной рекламы неотвратимо приведет к целому комплексу негативных последствий для всех участников процесса: федерального центра, региональной власти, российского бизнеса и населения.

На встрече 7 июля 2022 года с руководителями фракций Президент Российской Федерации указал о необходимости поддержания конкуренции внутри страны: «Если внутренняя конкуренция будет обеспечена, то тогда и качество, и цены товаров будут на должном уровне». Уверены, что с учетом заявления Президента РФ Путина В.В. и четкой позиции Председателя Государственной Думы В.В. Володина о необходимости безусловной поддержки и защиты отечественных компаний и предпринимательства наша позиция будет услышана и максимально учтена в законотворческой работе при подготовке ко второму чтению.

Настоящая Резолюция подлежит доведению до сведения депутатов Государственной думы и Совета Федерации Федерального собрания РФ, Правительства РФ и уполномоченных органов исполнительной власти, глав субъектов Российской Федерации, общественных деловых объединений и организаций.  


Источник: Outdoor.Ru

Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение