Как стало известно газете «Коммерсантъ», новая редакция ГОСТа для наружной рекламы, подготовленная Минпромторгом, не смягчает стандарты, как обещали чиновники, а, напротив, ужесточает. Ей не соответствует большая часть установленных в стране рекламных щитов, сносить которые предлагается уже с 2017 г., минуя переходный период до 1 января 2020 г., предлагавшийся в рамках поручения первого вице-премьера Игоря Шувалова. Это стало неожиданностью для властей Москвы, заключивших с операторами контракты на 75 млрд руб., и Санкт-Петербурга (оборот рынка - 5 млрд руб. в год), которые уже направили в правительство письма с протестами. По словам чиновников, проект, подготовленный Минпромторгом, противоречит поручению Игоря Шувалова о переносе его обязательного применения на 2020 г. Отрицательные заключения на проект также предоставили ФАС и Минэкономики, позицию которых поддержали Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленная палата (ТПП) и бизнес-омбудсмен Борис Титов.
Напомним, в начале года Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) утвердило изменения к ГОСТ Р 52044-2003, регулирующий рынок наружной рекламы.
В феврале на межведомственном совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова было принято решение, что с 1 марта ГОСТ, регулирующий правила размещения наружной рекламы в России, будет носить обязательный характер для всех новых конструкций. При этом те рекламоносители, которые были установлены до 1 марта 2016 г., не должны попадать под действие ГОСТа до 1 января 2020 г.
Отраслевой ГОСТ был принят 2003 г. В частности, он запрещает размещать наружную рекламу на расстоянии менее пяти метров от края автомобильной дороги. Также под запрет попадают перетяжки и т. д. По оценкам экспертов, исполнение требований ГОСТа в полном объёме приведёт к тому, что 90–95% конструкций, установленных в России, придётся демонтировать.
Осенью 2015 г. премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил перечень национальных стандартов, обеспечивающих соблюдение техрегламента о безопасности зданий и сооружений, обязательное исполнение которых вступит в марте 2016 г. Среди них и ГОСТ Р 52044-2003.
В свою очередь участники отрасли и представители региональных властей высказывались за изменение его норм. Так, губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко и мэр Москвы Сергей Собянин дважды обращались к премьер-министру РФ Дмитрию Медведева с просьбой смягчить ГОСТ.
В итоге было решено создать рабочую группу, которая должна разработать предложения о внесении изменений в документ. На днях в Росстандарте состоялось третье её заседание. На нём обсуждались вопросы технического характера, в частности, размещение рекламных конструкций над проезжей частью, использование арочных конструкций и установка рекламных конструкций на разделительных полосах.
Отдельное внимание было уделено вопросу об обоснованности установления технических и расчётных значений для рекламных конструкций (методика определения границ «коридора безопасности» и параметров размещения рекламных конструкций от края проезжей части с учетом условий их расположения).
В ходе мероприятия было также отмечено, что область применения ГОСТ 33027-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению средств наружной рекламы» - территория вне населенных пунктов.