Рекламу на транспорте затормозили
20 Апреля 2011

Рекламу на транспорте затормозили

В Петербурге отныне больше не будет рекламы на общественном наземном транспорте. Так решили городские власти, неожиданно отменив ранее объявленные торги по выбору рекламного оператора на 2011-2015 годы. Участники рынка опасаются, что подобная развязка может ожидать и назначенный на 5 мая открытый аукцион «Мосгортранса».

Петербургские государственные унитарные предприятия «Пассажиравтотранс» (владеет более 1,5 тыс. автобусов) и «Электрогортранс» (более 1,4 тыс. троллейбусов и трамваев) объявили открытые конкурсы по выбору на ближайшие пять лет подрядчиков по размещению рекламы на своем подвижном составе в начале февраля. Минимальная стоимость контракта с каждым из ГУПов была определена в 14 млн руб. в год.

До сих пор рекламу на транспорте в Петербурге размещала «Первая Медиа Компания» (ПМК), но в последние годы она переуступила это право группе Gallery, второму по величине оператору наружной рекламы в России, а та в свою очередь – агентству «Нью-Тон». И ПМК, и Gallery, и «Нью-Тон» подали свои заявки на участие в новых конкурсах. Участвовало в конкурсах также агентство «062-Реклама», эксклюзивный продавец рекламы на 4,2 тыс. коммерческих автобусах петербургских транспортных компаний «Третий парк» и «Питеравто».

Объявить победителей конкурса ГУПы должны были на этой неделе. Но вчера «Горэлектротранс» разместил на своем сайте сообщение, что отказывается от проведения конкурса. Подобное решение принял и «Пассажиравтотранс», знают участники конкурсов.

Власти Петербурга приняли решение вообще отказаться от рекламы на общественном наземном транспорте Петербурга, пояснил «Ъ» председатель комитета по транспорту администрации Санкт-Петербурга Станислав Попов. «Средства, получаемые перевозчиками от размещения рекламы, незначительны по сравнению с тем, сколько жалоб поступало нам от населения – и по поводу мест размещения рекламы, и по поводу ее содержания», – заявил чиновник.

По его словам, власти Петербурга хотят создать единый образ городского наземного транспорта, поэтому в течение месяца (за это время истечет последний договор с ПМК) город выберет вариант внешнего вида подвижного состава ГУПов. Господин Попов также выразил желание, чтобы этот единый внешний вид распространился и на коммерческих перевозчиков: «По мере окончания контрактов коммерческих перевозчиков с рекламными операторами мы будем вести переговоры с бизнесом на эту тему».

Затраты на рекламу на транспорте (основным источником дохода тут является внешняя обклейка автобусов, троллейбусов и трамваев) в Петербурге в 2010 году достигли, по оценке «ЭСПАР-Аналитик», 120 млн руб. при общем объеме рынка наружной рекламы 3,84 млрд руб. То есть доля этого сегмента составляет 3%. Для сравнения: в Москве реклама на транспорте собрала только 180 млн руб., или всего 1% от общих затрат на столичную наружную рекламу.

Гендиректор ПМК Виктор Машенджинов не понимает, почему городская администрация неожиданно отказалась от стабильного источника дохода. В ПМК за эти годы поступило только три жалобы на размещенную рекламу, поэтому, по мнению господина Машенджинова, считать их «многочисленными» сложно. «Мы в недоумении и ждем разъяснений непосредственно от организаторов конкурсов», – говорит исполнительный директор «Нью-Тона» Овик Саркисян.

Единственное, что могут в этой ситуации сделать участники конкурсов, – взыскать с ГУПов убытки в связи с отказом от проведения конкурсов, отмечает партнер коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры» Дмитрий Черняков. И то, предупреждает юрист, надо сначала уточнить, что в конкурсной документации подразумевалось под моментом проведения конкурса.

Неожиданный отказ властей Петербурга от рекламы на транспорте может повториться и в Москве, опасаются теперь операторы. В декабре 2010 года истек договор ГУП «Мосгортранс» (управляет 5,5 тыс. столичных автобусов, троллейбусов и трамваев) с группой Gallery, и реклама на общественном наземном транспорте пока вообще не размещается. Открытый аукцион по выбору рекламного подрядчика на 2011–2015 годы был объявлен только 29 марта, сами торги должны пройти 5 мая. Минимальную стоимость контракта столичные власти оценили в 422,22 млн руб. за пять лет.

Источник: Сергей Соболев, «Коммерсантъ»

Возврат к списку