Опубликовано в журнале Outdoor Media, №9 (2014 г.)
Автомобили остаются второй по значимости категорией товаров, рекламируемых в наружной рекламе, хотя по итогам первого полугодия 2014 г. их присутствие в outdoor сократилось до 15,7%. Одновременно произошло нивелирование региональных различий в доле автомобилей в наружке.
В ряде случаев наиболее высокая доля автомобильной рекламы наблюдается в городах, где расположены автозаводы. В соответствии с этой закономерностью лидером является Нижний Новгород, где расположен «ГАЗ». Одну из важнейших позиций также занимает Калуга – новый центр автомобильной промышленности России. В то же время Тольятти только на 17-м месте. По сравнению с первым полугодием прошлого года автомобильная реклама сократилась здесь на треть. Обе столицы, а также города-миллионники, не так давно бывшие среди лидеров по рекламе автомобилей, теперь занимают довольно скромные позиции. Москва находится на 28-м месте, а Санкт-Петербург и вовсе на 39-м, несмотря на мощный кластер автомобильной промышленности, сформировавшийся рядом с городом, во Всеволожске. Сказывается сокращение количества крупноформатных поверхностей и билбордов, необходимых для рекламирования автомобилей.
Самую низкую долю обычно имеют города, расположенные рядом с границей, через которую проходит серый импорт легковых автомобилей. Разумеется, эти машины не рекламируются, при этом они насыщают местный авторынок, не оставляя места белым дилерам, которые являются основными рекламодателями. До недавнего времени такими городами были в первую очередь города Дальнего Востока.
Сейчас из дальневосточных городов экстремально малой долей автомобильной рекламы отличается только Владивосток. В Хабаровске и Иркутске доля автомобильной рекламы уже незначительно ниже средней по стране. Вместе с тем подозрительно низкая рекламная активность автодилеров наблюдается в городах вдоль границы с Белоруссией – в Брянске и Смоленске.